?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следущее

Решил поделится идеями по одной из версий кроя верхней плечевой одежды ногайских татар. Для начала скажу, что специализированной работы по костюму ногайских татар я не нашел,  чаще этот вопрос рассматривают мельком в работах посвященных обзору казачьей одежды. Первое, на что обращают внимание это - “Современники отмечали сходство в одежде казаков и ногайцев.” / Из истории взаимоотношений ногайцев с казаками в XVIII–XIX вв. Кидирниязов Д.С./, далее как правило доказывают влияние адыго-черкеского костюма на казаков, на повальное заимствование бешметов и черкесок, и вообще излагают теорию формирования общекавказкого костюма. однако в одной из работ /«Тюркская струя» в традиционной одежде донских казаков XVI-XVIII вв. Логинов А.Н./ , по мимо стандартного набора, был обнаружен фрагмент прямо указывающий на ногайский костюм:

"Богатые у степных ногайцев носили бешмет (къаптал), сшитый из хорошего сукна и служивший летом верхней одеждой. Он шился в талию, а ниже пояса расширялся за счет шести клиньев. По бокам делали разрез длиной 12-14 см. Женские бешметы боковых разрезов не имели. Къаптал имел стоячий воротник и застегивался пуговицами из тесьмы. Мужчины, независимо от возраста, носили длинные бешметы".

Это описание имеет много общего с этнографическим образцом женского ногайского кафтана из книги "Восточный Костюм" Макса Тильке (ставрапольский исторический музей). Первоначальная идея, была как раз взять это т женский бешмет, отсечь сугубо женские элементы (массивные застежки на груди и расширяющийся к кисти рукав) и выдать его за мужской бешмет 17-го века. Однако споткнулся о вопрос насколько стеганный бешмет будет совпадать в крое с суконным да еще с разницей в 200 лет.

Решил не мудрствовать и взять за основу северокавказский бешмет, раз уж так настойчиво указывают на то. как его перенимали казаки и ногайцы. Помимо схожести казаков и татар, хочу  добавить аргумент - этнографический материал по ногайцам лежит в плоскости общекавказкого костюма, хоть и с национальными нюансами в декоре. Интересовал наиболее ранний крой бешмета, тут надо сказать, что большинство работ по анализу костюма северного Кавказа можно смело отбросить, исследователи типа Студенецкой во-первых мешают в кучу все найденное без акцента на национальные нюансы, во-вторых делают акцент на материале 18-19 веков, лишь указывая, что до 18-го века все было совсем иначе.

Так как работ по детальному анализу найденного в склепах Даргавз у меня нет. я черпал вдохновение в работе Б.Б. Абдулвахабовой "Традиционная мужская одежда вайнахов в 16 - начале 19 вв.". В этой работе анализируются находки из вайнахских (горная Чечня) склепов Оздик, Цори, Коротх, Цой-Педе и др., и имеется пять видов рубах и три вида верхней наплечной одежды. Интересно, что два вида верхней одежды имеют туникообразный крой с минимальным числом элементов и относятся к традиционной одежде вайнахов, а третий тип значительно сложнее и ложится в русло общекавказкого костюма и явно заимствован как раз на рубеже 16-17 веков.

Ниже описание "сложного" бешмета вайнахов:

----------------------------------------------------------------------------

Его шили сильно приталенным, с отрезными бочками, состоящим из треугольных и трапециевидных клиньев, которые расширялись книзу. Нижняя часть бешмета расклешена за счет девяти и более клиньев: трех цельнокроеных (два передний, один задний), двух-трех трапециевидных с каждого бока и двух треугольных по одному на каждую полу, что создавало определенный силуэт одежды, затянутой в талии и свободной внизу.

Рукав бешмета был вшивной, суженный книзу, наполовину закрывавший кисть руки, на конце — овальной формы с разрезом 5—8 см. Пришивался невысокий стоячий воротник, стеганный на подкладке из плотной ткани. Застегивался бешмет на пуговки из крученых ниток на воздушные петельки от ворота до талии. Ворот сильно скашивался к груди: застежек до талии было пять штук. Видимо, в прошлом застежкам на бешметах, помимо утилитарного, придавалось особое значение. Карманы на бешметах не делались вообще: они появляются позже (в XIX в.) под влиянием европейской одежды. Роль карманов выполняли мужские сумочки и кисеты, сшитые из различных тканей или кожи.

Бешмет сочетал в себе функции летней и зимней одежды. Летние изготавливались на одной подкладке, а зимние утеплялись шерстью или ватой, о чем свидетельствуют археологические источники. Бешмет, найденный в одном из наземных склепов, был утеплен ватой с подкладкой из холщовой ткани. Верх бешмета был из красной крашенины. Покрой — по типу черкески: с отрезной талией, подол расширялся с помощью треугольных клиньев. Ворот скошен к груди. Воротник пришивной, стоячий. Застегивался на пуговки из крученых ниток на воздушные петли. К бортам от ворота до подола пришиты клинья, с помощью которых запах углублялся. Рукава заужены книзу, с разрезами на концах. На бешмете сохранился пояс-кушак из домотканой ткани без окраски.

----------------------------------------------------------------------------

Итого - вайнахский бешмет наиболее близко и полно ложится в описание ногайского бешмета, и если отсечь "национальные" детали, его можно брать за основу. К лишним деталям я отнес треугольный ворот, зауженный рукав, овальный обшлаг.

Ниже общая схема кроя бешмета с пропорциями "на меня", и исходя из европейской ширины ткани в 80 см. Под схемой два варианта раскройки ткана, первый на "историческую" ткань в 80 см., второй на современное сукно шириной в 150 см.

Comments

( 8 комментариев — Оставить комментарий )
dimon_orda
12 ноя, 2009 10:31 (UTC)
чо Коля на 17ху думает шиццо?
denis_orda
12 ноя, 2009 10:33 (UTC)
угу, есть такая вероятность
saint_lyho
15 ноя, 2009 23:26 (UTC)
Кстати учитывая конный дифицит как вам идея пеших стрелков тюфенгчи из оселых татар побережья (вроде бы были)? Или не прет?
А татары нам нужны. Нормальные.
denis_orda
16 ноя, 2009 07:07 (UTC)
на данном этапе можно кем угодно назваться, все равно не знаем что и как:)
denis_orda
16 ноя, 2009 12:08 (UTC)
тут еще один момент есть - думаю при должном старании реален мильти-вековой комплекс, разница от силы в деталяк вроде поясов и т.п. вот это задача всем задачам задача..

а что до кроя по типу кавказкого бешмета - имхо бред, хоть и с основаниями:)
denis_orda
5 апр, 2011 06:34 (UTC)
татары с побережья это совсем другой расклад, что в одежде, что в культуре.. я вот даже не представляю как и что у них:)

хотя тема безусловно интересная
saint_lyho
4 апр, 2011 23:50 (UTC)
И все таки, как могут датировать вайнахский бешмет. Это не 18-19 век до которого "все было иначе"? В работе Б.Б. Абдулвахабовой "Традиционная мужская одежда вайнахов в 16 - начале 19 вв." есть какието зацепки за датировку материала?
( 8 комментариев — Оставить комментарий )